Выбор князя и выбор народа

Наступивший год 1000-летия преставления святого князя Владимира заставляет вновь вспомнить о значении Крещения Руси

Русский каганат

В конце февраля на заседании рабочей группы при президенте РФ был утверждён список праздничных событий юбилейного года. Его торжественно отметят в России, Белоруссии и на Украине. Впрочем, на Украине к этой значимой дате отношение особое. Президент Пётр Порошенко подписал указ «О чествовании памяти князя Киевского Владимира Великого – создателя средневекового европейского государства Руси-Украины». Своеобразный взгляд на историю украинских властей известен давно, но в данном случае произошёл некоторый перебор. Просто никакой Украины во времена князя Владимира не было. «Украина» – поздний термин, обозначающий «окраину», каковой она стала, когда вошла в состав польско-литовского государства. Во времена же Киевской Руси эти земли были самым что ни на есть центром государства, которое называлось Киевский каганат.

Каган – титул тюркский, заимствованный, очевидно, у хазар. Киевские князья носили его по крайней мере до X века. Население каганата состояло в основном из восточных славян, а правящей верхушкой были русы. Неправильно считать их пришельцами из Скандинавии, скорее всего, это было германское племя, давным-давно осевшее в Восточной Европе. Владимир был сыном кагана Святослава и ключницы Малуши. По поводу личности этой женщины есть много гипотез, известно, что Владимира считали сыном рабыни, «робичичем». Надо думать, ко времени рождения Владимира германцы-русы и славяне окончательно слились в один народ. Об этом говорит то, что его дед и бабка ещё носили скандинавские имена Игорь (Ингвар) и Ольга (Хельга), а отец – вполне славянское.

Святослав разрушил Хазарский каганат, от которого, очевидно, Древнерусское государство долгое время было зависимо. Он был смелым и удачливым полководцем, но посредственным правителем. По характеру он напоминал диких конунгов начала эпохи викингов. Война была его единственным идеалом. После хазар он сражался против болгар и византийцев и даже хотел перенести столицу из Киева на Дунай – поближе к театру военных действий. Кроме того, Святослав был фанатичным почитателем языческих богов и врагом христианства, приверженцев которого уже тогда было в Киевской державе достаточно, вплоть до матери Святослава – равноапостольной княгини Ольги. Есть предположение, что князь планировал репрессии по отношению к христианам. Однако на обратном пути из Болгарии был убит печенегами.

– С гибелью князя-язычника Киевская Русь стала превращаться в тихую и спокойную державу, где христианское учение приобретало всё больше сторонников, – говорил Лев Гумилёв.


Тёмное язычество

Духовный путь Владимира Святославовича удивителен. Он был младшим сыном, потому занять Золотой стол Киевский у него было мало шансов. После гибели отца в Киеве воссел его старший брат Ярополк – вероятно, христианин, во всяком случае, известно, что к христианству он относился с симпатией. Вскоре между ним и двумя другими братьями разгорелась междоусобица, в ходе которой средний, Олег, погиб, а Владимир бежал в Норвегию, вернулся оттуда с войском, воевал против Ярополка и, наконец, убил его, пригласив на переговоры. Он взял Полоцк, отказавший ему, когда он сватался к княжне Рогнеде, изнасиловал её на глазах отца и братьев, а затем приказал убить их. Он обманул воевавших за него норманнов, отказавшись платить им. Он имел нескольких жён и сотни наложниц. Таким был Владимир, когда вступил на киевское княжение.

Не сказать, что он был таким уж выдающимся злодеем – многие правители-язычники вели себя ещё хуже. Язычество – а не мифологизированное представление о нём – вовсе не идиллический культ природы. Это достаточно мрачная система верований, ставившая человека в зависимость от воли божеств, отнюдь не всеблагих, но обладавших всеми слабостями смертных, в сочетании с потусторонним могуществом. Отсюда и жизненная позиция язычников, имевших, конечно, понятие о добре и зле, но понятие сильно размытое. Арабский землепроходец и писатель X века Ахмад ибн Фадлан оставил описание похорон знатного руса, которые он видел во время своего путешествия в Волжскую Булгарию. Читать это описание, подробно повествующее о человеческих жертвоприношениях и сексуальных обрядах, тяжело…

Владимир обладал чутьём настоящего государственного деятеля. Он прекрасно понимал, что строительство державы немыслимо без идеологического цемента – «духовные скрепы» придумали не сегодня. И сначала сделал ставку на унифицированное язычество. До него у восточных славян бытовало множество культов, иногда пересекающихся, иногда далёких друг от друга. Трудно сказать, какую работу провели Владимир и языческие жрецы-волхвы, но результат её виден из летописи. В Киеве воздвигли капище с идолами шести богов: Перуна, Хорса, Семаргла, Мокоши, Даждьбога и Стрибога. Славянскими были только три последних, первый имел балто-скандинавское происхождение, два других – иранское. То есть новая государственная религия была полиэтнична.

– Любой приехавший издалека мог видеть, что в столице почитаются не только свои, киевские, боги, но и бог его племени, – говорил академик Борис Раушенбах.

Служение этим богам было кровавым. Известно, что во славу Перуна в 983 году были убиты отец и сын Феодор и Иоанн, норманны-христиане, ставшие первыми на Руси мучениками веры.

– Языческий культ – это страшное, сатанинское по своей сути явление, даже если речь идёт о гораздо более цивилизованном эллинском язычестве. Не случайно идолы всегда считались местом обитания бесов и их после крещения народа старались уничтожать… И сегодня, когда некоторые пытаются возродить язычество, оборачивается это самым трагическим образом, – говорит церковный историк Владислав Петрушко.


Испытание вер

Трудно сейчас сказать, что подвигло Владимира к отказу от язычества. Думаю, не только прагматические соображения, но и моральные. Об этом свидетельствует его высказывание, сделанное после крещения: «Был как зверь, творил в язычестве много зла и жил как скотина». Впрочем, разумеется, были и политические мотивы. Через какое-то время стало очевидно, что сколько язычество ни реформируй, на роль идеологии великого государства, состоящего из разнородных племён, оно не тянет. Кроме того, очевидно, князя раздражали властные амбиции волхвов.

Возможно, Владимир заинтересовался христианством давно и примеривал его на место государственной религии. Но была одна трудность: константинопольские басилевсы полагали, что принятие православия автоматически делает государство вассалом Византии. Разумеется, это категорически не устраивало Владимира, и, скорее всего, именно этим объясняется летописный рассказ о выборе веры – князь искал варианты. Трудно сказать, действительно ли произошёл при киевском дворе религиозный диспут между православными, католиками, мусульманами и иудеями. Возможно, летописец объединил рассказы о нескольких делегациях разных конфессий, которые принял князь. Но причины, по которым Владимир всё-таки выбрал именно православие, изложены достаточно внятно.

Узнав, что ислам запрещает употребление спиртных напитков, Владимир отказал муллам известной фразой: «Руси есть веселие пити». Не стоит преувеличивать приверженность князя алкоголизму, тут другое.

– По русскому обычаю князь делил трапезу с дружиной. Этот обязательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для князя важнее?.. Конечно, и арабы, приняв ислам, не перестали пить вино, но делали это в узком кругу родных и друзей… У них не было ритуалов пиров и соответствующих им стереотипов поведения, – говорил Лев Гумилёв.

Католиков князь обескуражил замечанием: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Дело в том, что ещё в середине Х века на Русь прибыл епископ Адальберт с миссией крещения, однако потерпел неудачу. Можно предположить, что сыграла роль скверная репутация Рима.

– В 955 году на папский престол воссел 16-летний юноша, наречённый Папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин… Римский первосвященник давал пиры с возлияниями в честь древних языческих богов и пил за здоровье сатаны. Конечно, вести о таких «подвигах» достигали Руси. Хронологическое совпадение бесчинств в Риме и изгнания Адальберта из Киева случайностью быть не может, – предполагал Лев Гумилёв.

Что касается иудеев, то в ту пору это могли быть только хазарские евреи, чью страну разорил Святослав. Воспоминания о владычестве Хазарии над Русью были слишком свежи. Князь даже не стал разговаривать с раввинами.


Крещение

Оставалось только православие. Это был оптимальный выбор. Он давал Руси сильного союзника, претендующего, конечно, на главенство, но с которым можно было договориться – больше всего Византия хотела от Руси прекращения разорительных набегов. Это мирило князя со значительной частью собственного населения, которая уже была православной.

Важно отметить, что выбор был не только лично княжеским.

– Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей, – сказали Владимиру бояре.

Внешнеполитические события тоже благоприятствовали крещению в православие. В 987 году к Константинополю подошёл с войском взбунтовавшийся военачальник Варда Фока и объявил себя императором. Законный басилевс Василий II попросил помощи у Владимира. Тот выдвинул жёсткие условия: после крещения он получает в жёны сестру императора, то есть становится равной ему политической фигурой. Таким образом Русь превращалась в дружественное Византии, но вполне суверенное государство.

Мятежники были разгромлены, а Владимир принял крещение – вероятно, в Крыму, в Корсуни (Херсонес), который русы взяли в подкрепление княжьих притязаний на политический брак. Но возможно, это было в Киеве или где-то ещё – неважно. Традиционно принято считать, что произошло это в 988 году. Точная дата тоже не столь важна. Главное, что это событие перевернуло жизнь князя и жизнь страны.

– Из крещальной купели святого Владимира разрозненные и враждовавшие между собой племена вышли одним народом, – сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Есть рассказ, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелён и воскликнул: «Ныне познал я Бога истинного!» Возможно. Во всяком случае, явно произошло нечто, сделавшее политический акт искренним личным покаянием. После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жён и наложниц. Он низверг идолов и на месте их капищ строил церкви.

Многие исследователи отмечают, что Крещение Руси произошло по сравнению с другими странами сравнительно мирно и быстро. Сопротивление, как в Новгороде, объяснялось скорее причинами политическими, нежели религиозными. Дольше всего противились утратившие власть волхвы – вплоть до XI века.

Рождение Святой Руси

На самом деле крещение ознаменовало собой целый комплекс государственных реформ, давших возможность Руси вырваться в число самых передовых государств того времени. Выбор князя и народа предопределил судьбу страны на века.

– Если бы Святослав восторжествовал, – замечал Лев Гумилёв, – он превратил бы Киев в базу разбойничьих набегов, в нечто подобное тому, чем был балтийский остров Руга (современный Рюген). Там гнездились славянские пираты, молившиеся богу Святовиту и наводившие ужас на немецких и датских купцов. Пираты воевали со всеми вокруг и в конце концов были уничтожены.

Вместо этого настал золотой век Древнерусского государства.

– Всё окутано дымкой оптимизма, того оптимизма, который был присущ раннему христианству Киевской Руси, – говорил об этом периоде профессор Владимир Мавродин.

Крещение обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей своё место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой. Каковой она остаётся до сего времени.

Лучшее доказательство благотворности деятельности Владимира – народное признание, выраженное в его былинном образе Владимира Красное Солнышко.

Интересно, что историей не зафиксировано официальное прославление равноапостольного Владимира Церковью. При этом ни у кого не возникало сомнений в его святости. Ещё в середине XI века Иларион – первый русский по происхождению митрополит – сравнивал великого князя с апостолами. Он был прав: по масштабу свершений, по глубине личного перерождения святой Владимир действительно напоминает первых учеников Христа.

Прямая речь

Павел Данилин, политолог:

– Давайте скажем правду: памятник святому Владимиру – это памятник воссоединению. Памятник Крыму и России. Не зря он будет открыт в День народного единства. Тогда, когда нация отмечает свой праздник. Тогда, когда мы говорим о воссоздании Русского мира, и воссоединение с Крымом здесь – ключевой аспект русской идентичности или, если хотите, идентичности российской нации. «Для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам и иудаизм. И именно так мы будем к этому относиться отныне и навсегда», – сказал Владимир Путин. И он, конечно же, был прав. Владимир взял Корсунь, крестил Русь и укрепил единое государство (можно сказать, что и создал). Неужели он – основатель русской государственности – не заслужил памятника в Москве?

У нас почти утрачена память (в том числе в виде материальных памятников) о дореволюционных героях и властителях. Памятник 1000-летия Руси, несколько памятников Петербурга – и всё. На фоне многочисленных Лениных отсутствие других, заслуженных властителей России бросается в глаза. Сегодня идёт восстановление порванного опыта. Александр II, Александр III, Пётр I, Ялтинская тройка. Всё это – в одном ряду. И памятник Владимиру Святому тоже должен появиться в центре России.

Справка «нв»

Рабочая группа по подготовке мероприятий, посвящённых памяти святого равноапостольного князя Владимира, была создана указом президента Владимира Путина в июле 2013 года. В списке утверждённых ею праздничных событий несколько десятков памятных мероприятий в России, на Украине и в Белоруссии. Празднование начнётся в Москве 24 мая торжественным богослужением с участием делегаций поместных православных церквей, а закончится большим концертом на Красной площади. Пройдёт также многодневный крестный ход из Крыма до Смоленска. На 6 июля запланировано освящение святейшим патриархом Кириллом Владимирского храма в московском Лиховом переулке. В программу включено и сооружение нового Владимирского собора в Тушино, по архитектурному проекту напоминающего херсонесский, возведённый у крещальной купели святого Владимира.

Депутаты Мосгордумы приняли постановление о включении памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру в перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения. Памятник появится на Воробьёвых горах.

// Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ». Фо­то Замира Усманова / ТАСС

Источник: http://nvspb.ru/tops/vybor-knyazya-i-vybor-naroda-56923

Комментирование запрещено